Уникальный опыт работы

на высокотехнологичном оборудовании

Востребованные рынком

грузовые вагоны нового поколения

Высокие производительность труда

и качество продукции

Новое комфортабельное жилье

для сотрудников завода

Развитие городской среды,

образования и культуры

«Американка» под вагоном

15.12.2010 | Санкт-Петербургские ведомости, №236

С 2011 года российские товарные поезда будут оснащаться новой ходовой частью.

Из современных технологий, применяющихся на железной дороге, у всех на слуху лишь высокоскоростные поезда «Сапсан» и «Аллегро». Меж тем прогресс не обходит стороной и грузовой железнодорожный транспорт: под Петербургом начинается производство новых колесных тележек для товарных вагонов. Чтобы продлить срок службы их ходовой части, отечественные промышленники прибегли к испытанной еще в советские времена практике – закупили американскую технологию.

Вот уже больше 50 лет отечественные грузовые вагоны базируются на тележке 18-100, конструкция которой принципиально не менялась десятилетиями. Основные «болячки» этого узла известны давно: короткий межремонтный пробег и невысокая для современных условий надежность.

Для производства нового поколения подвижного состава еще в 2005 году начали готовить специальную площадку, а в 2008 году приступили к строительству Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ), 100% акций которого принадлежит инвестиционно-промышленному холдингу «ИСТ». Строили, что называется, всем миром: возведение контролировала израильская компания, а оборудование и технологии поставляли из США, Испании и Германии.

Ту самую тележку, которая будет массово использоваться при выпуске новых товарных вагонов, разработали в чикагском конструкторском бюро Standart Car Truck специально для российских условий. Модель получила название Barber S-2-R, и в Тихвине будут выпускать ее в двух модификациях: 18-9810 с нагрузкой 23,5 тонны и 18-9855 с нагрузкой 25 тонн. По информации компании, на тележках серии Barber в Америке ездит 80% вагонов, а всего по миру их выпущено более 3 млн штук.

Используемую ныне старую модель 18-100 новый Barber превосходит по всем статьям. На советской тележке колесные пары приходилось обтачивать, как правило, через 110 тыс. км пробега, потому как они сильно изнашивались в поворотах. Причина тому – недостаточная жесткость конструкции тележки. Технические специалисты ТВСЗ уверяют, что на «американках» колесные пары придется обтачивать гораздо реже – через каждые 250 тыс. км пробега.

На «Барберах» предусмотрена подвеска с пружинами разной высоты, поэтому вагоны будут надежно стоять при любой степени загрузки. Для сравнения: порожние вагоны на тележках 18-100 из-за слабых амортизаторов могли сойти с рельсов на неровностях полотна. Еще одно ноу-хау американских тележек – кассетный подшипник, который проходит до 1 млн км без всякого обслуживания. Раньше, заметим, эти детали каждые 160 тыс. км приходилось ремонтировать, а через 500 тыс. км – менять.

Если мерить ресурс тележек не километрами, а годами, то и здесь «Барбер» выигрывает: по расчетам ТВСЗ и опыту использования в Америке, новая модель будет служить до 32 лет (18-100, как правило, не более 20 лет).

Стоимость вагонов на «инновационных» тележках вырастет на 10 – 15%, признают производители. Но при этом они уверяют, что существенно снизятся затраты на текущий ремонт. Действительно, по расчетам специалистов Института проблем естественных монополий, стоимость обслуживания советской модели 18-100 за 20 лет составляет около 1,4 млн рублей, причем под замену постепенно идут практически все детали. «Американки» же за 32 года службы потребуют вложений всего на 300 тыс. рублей.

Пока российские «Барберы» проходят ходовые испытания, тихвинский завод уже успел заключить контракты на их поставку крупнейшим железнодорожным грузоперевозчикам: «ПГК», «ВГК», «Трансгаранту» и «Независимой транспортной компании». Объемы сделок не разглашаются, но первые вагоны на «американках» выйдут в рейс уже в 2011 году. В ближайшей перспективе тихвинские вагоностроители рассчитывают сделать тележки Barber S-2-R стандартными для грузового железнодорожного транспорта вместо уходящей в историю модели 18-100.

Тимофей ВОРОНИН

Назад к списку | Версия для печати |