31.07.2020
2020 год ознаменовался для тихвинских вагоностроителей решением важной стратегической задачи – запуском серийного производства вагонов-платформ сочлененного типа для немецкого железнодорожного оператора Deutsche Bahn. Сейчас на Промплощадке проходит реорганизация производства под выпуск подвижного состава для Европы, идет дополнительный набор квалифицированных кадров.
Европейский рынок интересен для железнодорожного холдинга «ОВК». В Европе продолжается органический рост железнодорожных перевозок. Германия планирует одобрить крупнейшую в истории программу инвестирования в железную дорогу на сумму €86 млрд. Особенностью европейского рынка вагонов является большая доля платформ (более 30%) в общем объеме подвижного состава. При этом глобальный процесс контейнеризации грузов должен усилить спрос на интермодальные платформы. Учитывая эти факторы, ОВК начала выход на европейский рынок с платформы как базового продукта.
Перезагрузка
В процессе работы над первыми образцами и сдачей их заказчику возник ряд вопросов. Все они были успешно решены командой профессионалов – конструкторов, технологов, контролеров, производственников и сотрудников ВНИЦТТ.
– Все решалось очень оперативно, – рассказывает технический директор Абдулкадир Гафуров. – Была проведена огромная работа, регулярно проводились консультации с представителями заказчика по программе выпуска, качеству, техническим вопросам, выполнен большой объем работы по изменению конструкции, технологии и выводу качества вагонов на новый уровень.
– В ходе реорганизации производства была принципиально пересмотрена технология изготовления вагона, порядок сборки, режимы сварки, раскладка сварных швов. С целью получения требуемой точности заготовок большая работа была проделана по заготовительному производству. Для сборки вагона, его узлов и деталей было разработано порядка десяти новых производственных стендов, столько же из уже существующих прошли глубокую модернизацию, – рассказывает директор по производственно-техническому развитию НПК ОВК Андрей Кулаков.
Над реорганизацией производства работали одной большой командой: конструкторскую документацию на стенды разработали специалисты технической дирекции, оснастку изготовил инструментальный цех, монтаж на производстве проводился силами службы главного механика ТСМ. На новых стендах выполнены опытные работы по сборке платформ, в результате которых состоялась калибровка оборудования с внесением в конструкцию стендов соответствующих изменений.
– И в вагоне, собранном по новой технологии, мы добились нужной геометрии при высоком качестве, – резюмирует директор по инфраструктурным проектам НПК ОВК Николай Собержанский, под руководством которого и проводились эти работы.
– Вслед за отработкой новой технологии перешли к процессу реорганизации производственного потока, в рамках которого внутри цеха запланирована смена расположения рабочих центров для выстраивания более правильного технологического цикла. Предстоит еще большая и интересная работа по отладке процессов производства, – добавляет Андрей Кулаков. – К концу года мы начнем выпускать продукцию для еще одной европейской компании. Для этого в течение довольно короткого времени необходимо увеличить темп производства в два раза. Реорганизация производственного потока будет идти несколько месяцев и без остановки выпуска вагонов.
Уже сейчас ведется работа и над автоматизацией производства экспортных вагонов. В перспективе – внедрение роботизированной сварки при изготовлении консоли, боковой и промежуточных балок.
– Первую роботизированную ячейку планируем запустить в конце октября – начале ноября, – добавляет технический директор Абдулкадир Гафуров. – Модуль уже на производстве, идет процесс изготовления оснастки. Сегодня мы имеем серьезные перспективы по выпуску экспортных вагонов, поэтому держим курс на автоматизацию производственных процессов.
Крутому вагону – крутые кадры
Перезагрузке подверглось и кадровое администрирование проекта. Так, под выпуск немецкой платформы был организован отдельный цех изготовления экспортных вагонов. И в связи с повышенными требованиями к качеству выпускаемого продукта в новый цех набираются исключительно высокопрофессиональные специалисты как с предприятий Промплощадки, так и извне.
– Сейчас идет укомплектование производства экспортной продукции квалифицированным персоналом. Остро стоит потребность в сварщиках и слесарях. Для них подготовлена дополнительная система мотивации, так называемая классность, – рассказывает директор по персоналу и социальным вопросам Алина Сергеенко.
Класс от 1 до 3 присваивается работнику при наличии квалификации от 4 разряда и выше. Заработная плата в таком случае состоит из оклада и премии за классность. Работникам в соответствии с присвоенной квалификацией устанавливается процент премирования от размера установленного оклада за фактически отработанное время в отчетном периоде.
Система премирования за классность вступила в силу с 1 сентября. Работники, которые на момент подписания приказа были заняты в производстве экспортной продукции, уже разделены по классам. Вновь прибывающим на производство работникам с разрядом не ниже четвертого автоматически присваивается 3 класс, работники с 3 разрядом до повышения квалификации и присвоения им класса ежемесячно получают премию по результатам эффективности работы подразделения.
– Решение о присвоении или повышении классности работникам выносится на специальной комиссии, – продолжает Алина Сергеенко. – И в соответствии с установленными критериями работнику присваивается класс, от которого зависит размер премии. Комиссия собирается ежемесячно.
Важно отметить, что, как и любая другая премия, вознаграждение за классность может быть снижено за нарушение условий трудового договора, правил охраны труда и промышленной безопасности, внутреннего трудового распорядка или иные нарушения локальных нормативных актов предприятия.
– Учитывая специфику выпускаемой продукции, сотрудники должны быть готовы работать в соответствии со стандартами европейского качества, – добавляет Андрей Кулаков. – Сварщики проходят аттестацию в центральной сварочной лаборатории. Сначала они показывают свою квалификацию, затем проходят обучение, после чего сдают аттестацию по европейскому стандарту. На месте сотрудники распределяются по рабочим центрам. Каждый специализируется на конкретной операции.
Перспективы
Компанию Deutsche Bahn называют «Боингом в вагоностроении» из-за высочайших требований к качеству. Работа с таким партнером является показателем высокого профессионализма тихвинских вагоностроителей и оценкой широких возможностей производственной базы завода.
– Заказчик настроен позитивно. Представители компании Deutsche Bahn видят в нас сильного игрока, который в дальнейшем сможет предложить европейскому рынку не только платформы, но и другие типы вагонов, например, хопперы, – отмечает Андрей Кулаков.
В данный момент на Промплощадке параллельно с производством платформ для Германии идет изготовление вагонов для Польши. В конце года тихвинские вагоностроители примутся за производство сочлененной платформы для еще одной европейской компании.
Приглашаем всех, кто желает работать на перспективном экспортном производстве. Мы предлагаем хорошую зарплату, возможность получения квалификации международного уровня.