18.11.2019
Сотрудники Тихвинского вагоностроительного завода разработали и внедрили в производство вагонов-хопперов сварку наружной стенки бункера. До недавнего времени этот процесс выполнялся исключительно вручную.
Идея автоматизировать сварку наружной стенки бункера возникла у ведущего инженера-технолога бюро сборочно-сварочного производства ТВСЗ Сергея Розенбаха еще 5 лет назад, но в то время на данном производственном переделе изготавливали полувагон с глухим кузовом, и в роботизированной станции происходила сварка стойки боковой стены. А когда возобновилось производство вагонов-хопперов с объемом кузова 101 м3, идея стала актуальной, так как станция была не задействована.
– Специалисты технической дирекции искали варианты, как использовать простаивающее оборудование. Я предложил варить на этой станции наружную стенку бункера, которую раньше собирали два человека, а сваривали еще трое. В итоге работу сварщиков мы как раз и роботизировали, – рассказывает Сергей Розенбах. – Был просчитан экономический эффект от внедрения роботизированной сварки на этом участке, затем была стадия проектирования, изготовления и сборки оснастки, после чего начался этап программирования. В процессе мы изменили конструкцию для получения более качественных сварных соединений.
Проект автоматизации сварки наружной стенки бункера уникален тем, что весь процесс – от написания программы и до ее внедрения – осуществлен силами специалистов ТВСЗ. На первоначальном этапе, чтобы проверить возможность реализации проекта, было решено сварить образец без применения специальной оснастки.
– Мы просто положили на поворотный стол собранный узел, попробовали его сварить и поняли, что сможем уложиться в тактовое время, чтобы обеспечить цех, – продолжает Сергей Розенбах.
Инженеры-технологи службы главного сварщика выдали техническое задание, а служба проектирования разработала проект пневматической сварочной оснастки, позволяющей минимизировать временные и трудовые затраты. Теперь оператору нужно просто нажать кнопку, а станция автоматически зафиксирует стенку бункера в оснастке и приведет в нужное для сварочных роботов положение. Процесс непрерывен: пока сваривается одна стенка, другая уже загружается в станцию.
– Внедрение сварки стенок бункеров сократило трудоемкость изготовления вагона-хоппера. Кроме того, мы высвободили полезные площади, которые теперь можем задействовать под складирование деталей, – делится подробностями начальник цеха сварки полувагонов и вагона-хоппера Егор Егоров.
Примечательно, что удалось обойтись без закупки комплектующих. Металлоконструкция оснастки была изготовлена на инструментальном производстве, а окончательная сборка выполнена службой главного механика цеха сварки полувагонов и вагона-хоппера. Сварка
наружной стенки бункера является уникальным проектом специалистов технической дирекции. Над настройкой, разработкой и внедрением управляющей программы роботов станции работали главные специалисты группы программирования роботизированных процессов вагоносборочного производства ТВСЗ Александр Смирнов и Назир Салманов с участием Сергея Розенбаха.
– Это была сложная, но интересная задача, поработали над ней основательно. С коллегами мы добились того, чтобы роботы могли выполнять сварку одновременно и по всем требованиям конструкторской документации, – говорит Александр Смирнов.
В ходе опытно-промышленной эксплуатации станции роботизированной сварки наружной стенки бункера на ТВСЗ инженеры устранили все возникшие проблемы. Сейчас идет обучение операторов – электросварщиков на автоматических и полуавтоматических машинах особенностям управления станцией.